Уникальная идея сети школ искусств «Монтессори центр» заключается в имплементировании системы Марии Монтессори в начальном эстетическом образовании, а именно — в музыкальных, художественных и хореографических школах, а также в многоступенчатой системе соревнований по различным видам искусства — музыкальных олимпиадах, конкурсах и фестивалях.
На практике работы «Монтессори центр» показал возможность того, что в рамках концепции Марии Монтессори можно создать многоступенчатую систему поощрения в обучении ребенка. Ученики таких школ имеют возможность участвовать и соревноваться в конкурсах и фестивалях по всем видам искусств: от границ собственной школы к Всеукраинским соревнованиям. В рамках этих соревнований имплементированы принципы Марии Монтессори по стимулированию тяги к самообучению и саморазвитию средствами искусства.
Эффективность обучения видам искусства и эстетического воспитания по системе М. Монтессори заключается в отсутствии оценки, формировании благоприятной окружающей среды, а также в формировании мотивации и стимулирования самообучения.
Методика выдающегося итальянского педагога и философа Марии Монтессори сегодня пользуется популярностью и признанием во всем мире. Многие квалифицированные преподаватели убедились в ее эффективности и успешно применяют наработки М. Монтессори в работе с учениками, часто достигая удивительно высоких результатов. Новаторство педагогической системы Монтессори заключается в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику. Это проявляется, прежде всего, в том, что интересы и предпочтения ученика всегда имеют первостепенное значение в обучении. Мария Монтессори верила в самоценность внутреннего мира каждого своего питомца и пыталась все время развивать и мотивировать его стремления.
Важнейшим правилом методики Монтессори является избежание критики, принуждения и оценки. Сама Мария Монтессори была убеждена в том, что жесткость педагогических методов вредна для ученика. Ее известные постулаты свидетельствуют, что если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе, и наоборот, если ребенка часто критикуют — он учится осуждать. Именно поэтому Мария Монтессори всегда прислушивалась к потребностям своих учеников и давала им возможность частично «диктовать свои правила» в учебном процессе. Она считала, что темп обучения, его направление и методы индивидуального развития ученик имеет право выбирать себе самостоятельно. Педагог, в данном случае, должен понять и поддержать своего воспитанника, а также всячески способствовать его росту.
В музыкальных школах «Монтессори центра» ученики выбирают направление обучения — академический или современный. Репертуар ученика-исполнителя может сочетать классические произведения и произведения современных авторов, выполнение на аутентичных или на электронных инструментах (синтезатор, электропиано, электрогитара и т.д.). Музыкальные классы таких школ оснащены различными видами музыкальных инструментов, предоставляя возможность сделать собственный выбор или учиться на нескольких музыкальных инструментах параллельно, не имея такой арсенал возможностей дома.
Уникальность преломление методики Марии Монтессори в музыкальных школах «Монтессори центра», а именно принципа стимулирования тяги к самообучению, развития мотивации можно описать следующей схеме собственных наработок в такой последовательности:
- урок музыки,
- музыкальный проект “Концерты по субботам”,
- отборочные туры музыкальной олимпиады,
- Всеукраинская музыкальная олимпиада «Голос Країни».
И как результат указанной методики — личность, которая творчески развивается. Финальным звеном обучения в «Монтессори центре» не обязательно имеется в виду продолжение профессионального образования в сфере искусства, а устанавливается цель развить у ребенка любовь к искусству, увлечение различными видами искусства и собственным творчеством.
В области музыкального обучения очень важной составляющей являются навыки сценического мастерства, концертных выступлений. Наш проект «Концерты по субботам» позволяет ученикам школы настолько часто выполнять программу на сцене, на сколько это возможно в школьном возрасте. На этих музыкальных вечерах каждый ученик «Монтессори центра», независимо от возраста и уровня подготовки, может выступить перед публикой и продемонстрировать свои достижения. Камерное помещение школы помогает солистам чувствовать себя уверенно и уютно, как дома, а приветливая публика на концерте успокоит и вдохновит даже в том случае, если ученик боится сцены.
Наиболее массовым проектом «Монтессори центра» стала Всеукраинская музыкальная олимпиада «Голос Країни». Одной из целей музыкального обучения в «Монтессори центре» для учащихся устанавливается участие в отборочных турах музыкальной олимпиады, которые проходят в Киеве, а после них — во Всеукраинской музыкальной олимпиаде.
Главная задача методики Монтессори — стимулировать тягу к самообучению и саморазвитию. Педагог не должен мешать и навязывать свое, он должен помогать ученику самостоятельно проявлять свои индивидуальные способности и таланты.
«Монтессори центр» — образец освоения и использования европейской методики в украинском внешкольном образовании и распространении примеров применения принципов Марии Монтессори на практике в эстетическом обучении и воспитании детей Украины.
*Rosenko A.M. The Concept of Author’s Art School International «Montessori Center»: the European Vector // Вісник НАКККіМ. № 3. 2017. Київ: НАКККіМ. С. 80 – 84